Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Следует отметить, что в науке понятие «клиент консалтинговой компании» активно не рассматривалось. В большинстве случаев под клиентами подразумеваются все люди, которые обращаются в консалтинговые компании, - частные лица и организации, которым необходимо решить управленческие проблемы.
Кроме того, сегодня в науке управления не существует единой классификации клиентов. Можно найти различные стандарты, в соответствии с которыми теоретики и профессионалы в области консалтинга разделяют клиентов. Это связано со специфической ситуацией самого управленческого консалтинга, а также с большим количеством мнений по определению классификационных параметров заказчиков консалтинговых услуг. Для того, чтобы наладить конструктивное взаимодействие с клиентами, компания «Консист Бизнес Групп» проводит опросы среди клиентов для изучения их типологии и категории.
Продуктом консалтинговой деятельности является услуга, предоставляемая клиентам. Услуга, как и любой другой продукт, имеет свой собственный жизненный цикл, в котором выделяются этапы: исследование, разработка, утверждение, маркетинг, рост, зрелость, насыщение и упадок. Исходя из этого, существуют сервисы с разными перспективами, и им даны различные название.
Некоторые услуги являются «звёздами» (информационные технологии, финансовый менеджмент, организационное развитие, реструктуризация); «бездомные кошки или трудные дети» (стратегическое планирование, логистика и т.д.); «коровы» (оценочная деятельность, маркетинг, налоги и т.д.); «собаки» (расширенная оплата). Услуги имеют разную стоимость и разную скорость выполнения. При покупке услуги клиенты должны знать и учитывать ее особенности, поскольку ее ценность не может быть оценена сразу:
1. Любая услуга, которую клиенты могут получить в будущем, то есть полученная сегодня и используемая в будущем: многомерные стратегии, прогнозы и т.д.;
2. Особенностью консалтинговых услуг является их относительно низкая капиталоемкость, даже с учетом внедрения информационных технологий;
3. Параметры качества сервиса постоянно улучшаются, и они будут формироваться даже после реализации проекта.
Жизненный цикл сервиса также имеет временное измерение: некоторые сервисы устаревают, в то время как другие появляются. Классификация услуг необходима для определения новой, чтобы выбрать тип услуги организацией заказчика. В каталоге «European Consulting Services Index» выделяются 84 вида консалтинговых услуг, которые разделены на 8 групп: общее управление, администрирование, финансовый менеджмент, управление персоналом, маркетинг, производство, информационные технологии и профессиональные услуги.
1. Теоретические аспекты консультационных услуг
1.1 Основные термины и содержание консультационных услуг
Развитие современной экономики требует постоянных инноваций от любой организации, стремящейся к конкурентному преимуществу. В свою очередь, развитие рынка коммерческих услуг позволило достичь конкурентного преимущества на основе освоения текущей рыночной информации и получения новых знаний не только усилиями сотрудников, но и с помощью внешних консультантов, специализирующихся в определенных областях знаний и практической деятельности [24].
Консалтинг как специфический вид экономической деятельности начал развиваться в первой трети ХХ века, когда технический прогресс в промышленном производстве потребовал максимально быстрого доступа к информации и освоения новых знаний, навыков и умений. Только использование новых знаний и информации может помочь адаптироваться к новым условиям рыночной «игры» и достичь необходимого конкурентного преимущества.
Однако внутренние резервы большинства промышленных предприятий не позволяют быстро получать доступ к необходимой информации, генерировать новые знания и быстро формировать необходимые навыки сотрудников. В ответ на этот запрос были созданы и функционировали первые консалтинговые компании.
Поэтому в 1914 году была создана служба бизнес-исследований Э.Буза «Booz Allen Hamilton» - один из мировых лидеров в области консалтинга. Считается, что консалтинг как отдельный специфический вид деятельности окончательно сформировался в 1930-х годах. В настоящее время очевидно, что невозможно эффективно развивать бизнес без внедрения таких видов планирования, как стратегия, маркетинг и управление персоналом.
В то же время интерес к этим вопросам проявили не только компании: для правительства и военных руководителей большинства стран очевидно, что трудно добиться успеха, не используя знания определенных отраслевых консультантов.
1.2 Виды компаний консультационных услуг
Спрос на услуги по управлению человеческими ресурсами постепенно стабилизируется. Хотя рост доходов от консалтинга в этой области снизился, их доля в совокупной структуре доходов крупнейших консалтинговых групп второй год подряд составляет около 3%. В 2021 году компании «Сompulink» удалось заработать в этой сфере около 2 млрд рублей, увеличив выручку на 36% по сравнению с предыдущим годом (в последней версии рейтинга вес в этом направлении составляет 66%) [21].
Лидеры рынка консалтинговых услуг в области управления человеческими ресурсами заметили высокий спрос на оценку и обучение персонала. Факторы, влияющие на спрос на эти услуги, по-прежнему очевидны: компаниям нужны более квалифицированные специалисты, а уровень образования выпускников по-прежнему считается недостаточным для адаптации к развивающемуся бизнесу.
В первую очередь, это касается предприятий промышленного сектора, которым требуются узкоспециализированные специалисты. Поэтому бизнес и государственные структуры добровольно инвестируют в развитие человеческих ресурсов. Вторая популярная услуга - это создание корпоративных учебных центров.
Проанализируем два основных вида консультационных услуг.
Первый - маркетинговый консалтинг.
Стажировки в области маркетинга и производства всегда были одним из первых направлений в формировании рынка консалтинговых услуг. Однако со временем рост автоматизации отодвинул их на второй план. Сегодня отдел производственного и маркетингового консалтинга стал одним из самых динамично развивающихся отделов консалтинговых услуг.
Годовой доход 32 консультантов с рейтингом обслуживания в этом сегменте рынка увеличился более чем на 50%. Этим компаниям удалось заработать 1,3 миллиарда рублей. Основными факторами роста спроса на рыночные консалтинговые услуги являются зрелость отечественного бизнеса и усиление рыночной конкуренции [21].
Наряду с традиционными секторами потребления, торговли и услуг, рынок нуждается в консалтинге в секторах хозяйствующих субъектов: энергетика, металлургия, машиностроение, нефтехимия. Сегодня можно говорить о формировании рыночного менталитета на всех уровнях управления, что означает признание роли маркетинга как основного инструмента эффективной конкуренции.
В этих условиях важность маркетинговых услуг компании была усилена. Однако эти сервисы переполнены «трафиком» и не всегда есть возможность сосредоточиться на изучении стратегических рыночных перспектив своего бизнеса. Кроме того, со стороны эти взгляды можно изучить более объективно. Все это является предметом взаимодействия с консультантами по маркетингу.
По мнению участников рынка, качество спроса также меняется. Клиентам все чаще требуются более сложные и всесторонние маркетинговые решения, такие как маркетинговые планы развития регионального бизнеса, маркетинговые стратегии продуктов и отраслей.
Значительный рост спроса на маркетинговые коммуникации в основном связан с ростом различных рыночных соревнований и собственными задачами компаний. Эти задачи включают оценку динамики и тенденций развития, анализ новых продуктовых направлений и перспектив ниш, мониторинг качества обслуживания и уровня удовлетворенности клиентов для формирования уникальных рекомендаций и укрепления своих позиций на рынке [2, с. 32-41].
Второй вид - производственный консалтинг.
Рост промышленного производства не оставил консультантов по производству в выжидательном состоянии. По сравнению с ранее засекреченными данными его общая выручка увеличилась на 36% и составила 1,8 млрд рублей.
2. Анализ типов клиентов консультационных компаний на примере «Консист Бизнес Групп»
2.1 Общая характеристика организации «Консист Бизнес Групп»
«Консист Бизнес Групп» («КБГ») — российская консалтинговая группа, образованная в 2015 году. Группа работает на рынке IT-консалтинга и заказной разработки, занимает 4 место по ИТ-консалтингу рэнкинг крупнейших российских консалтинговых групп (RAEX) и 6 место по направлению ERP в России (Tadviser). Обладает высокими партнёрскими статусами систем разных производителей и необходимыми компетенциями в направлениях миграции на целевые ОС и СУБД, связующее ПО, АСУ ТП .
Ключевым направлением деятельности группы является разработка отечественной программной платформы ТУРБО и тиражных решений на её основе для комплексной автоматизации бизнеса.«Консист Бизнес Групп»входит в ТОП-10 крупнейших консалтинговых групп России (RAEX)
Консист Бизнес Групп реализует проекты на территории России, стран СНГ и Европы, на счету группы более 1000 проектов для предприятий различных отраслей экономики. Офисы расположены в 10 городах, штат превышает 600 человек [20].
Офисы группы: Москва (центральный офис), Санкт-Петербург, Белгород, Тамбов, Барнаул, Тверь, Волгоград, Старый Оскол, Нижний Новгород, Пенза.
Для общей характеристики консалтингового агентства проведём оценку главных экономических показателей деятельности организации. Данная оценка позволяет дать общую оценку работы предприятия, не раскрывая внутреннего содержания каждого фактора, повлиявшего на формирование отдельных показателей [4, с. 32-84].
В качествве исходной информационной базы для анализа основных экономических показателей деятельности возьмем данные бухгалтерской отчетности за 2021 г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В завершении отметим, что цель исследования была достигнута: проанализированы типы клиентов консультационных компаний, а также изучено, какую значимость они несут в себе на примере компании «Консист Бизнес Групп».
Цель предопределила задачи исследования:
1.Рассмотрены основные термины и содержание консультационных услуг;
2. Изучены виды компаний консультационных услуг;
3. Дана общая характеристика организации «Консист Бизнес Групп»;
4. Проведен анализ типов клиентов консультационной компании;
5. Изучены способы привлечения клиентов со стороны компании.
В рамках первой главы отметим, что стоимость услуг российских консалтинговых компаний является их преимуществом. Качество высокое, а цена примерно в 4-5 раз ниже, чем у зарубежных аналогов. Это стоит в среднем 300 долларов на человека в день.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Библиографический список
1. Аллавердян, В. В. Инвестиционный консалтинг / В.В. Аллавердян. - М.: Горизонт, 2017. - 987 c.
2. Блюмин, А. М. Информационный консалтинг. Теория и практика консультирования / А.М. Блюмин. - М.: Дашков и Ко, 2018. - 364 c.
3. Вебер, А. В. Knowledge-технологии в консалтинге и управлении предприятием (+ CD-ROM) / А.В. Вебер, А.Д. Данилов, С.И. Шифрин. - М.: Наука и техника, 2017. - 176 c.
4. Джеральд, В. Закон малинового варенья и еще 103 секрета консалтинга / В. Джеральд. - Москва: Гостехиздат, 2017. - 826 c.
5. Кадыш, Е.А. Государственные и муниципальные учреждения. Учет в "1С: Бухгалтерии государственного учреждения 8" на практических примерах / Е.А. Кадыш. - М.: 1С, 2021. - 106 c.
6. Кадыш, Е.А. 1С:Бухгалтерский и налоговый консалтинг / Е.А. Кадыш. - М.: 1С, 2021. - 635 c.
7. Киреева, О. Ф. Коммуникационный консалтинг как средство обеспечения информационной безопасности в современном обществе / О.Ф. Киреева. - М.: Дашков и К°, 2018. - 203 c.
8. Кован, С.Е. Антикризисный менеджмент. Антикризисный консалтинг. Решение типовых задач. Практикум / С.Е. Кован. - М.: Проспект, 2017. - 102 c.
9. Консалтинг менеджмента, или Как улучшить свой бизнес / Под редакцией М. Калверта. - М.: ФАИР-Пресс, 2016. - 392 c.
10. Нагуманова, Р. Консалтинг - модное слово или руководство к действию / Р. Нагуманова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. - 328 c.
11. Ольшевский, А. Антикризисный PR и консалтинг / А. Ольшевский. - М.: Огни, 2020. - 432 c.
12. Парабеллум, А.А. Быстрые деньги в консалтинге / А.А. Парабеллум, Н.С. Мрочковский. - М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО "АСТ", 2019. - 256 c.
13. Парабеллум, А. 102 совета по коучингу и консалтингу. Аудиокурсы стоимостью $500 в подарок каждому читателю / А. Парабеллум. - М.: Издательские решения, 2017. - 338 c.
14. Парабеллум, А. Быстрые деньги в консалтинге / А. Парабеллум. - М.: АСТ, 2020. - 313 c.
15. Сивков, Е. Классика российского налогового консалтинга: Аудитор. Консультант. Советник / Е. Сивков. - Москва: Огни, 2018. - 940 c.
16. Стерник, Г. М. Девелопмент недвижимости. Инвестиционный анализ и проектный консалтинг. Учебное пособие / Г.М. Стерник. - М.: Проспект, 2017. - 304 c.
17. Фаградянц, И. Бизнес в Германии для россиян. Гранты. Консалтинг. Кредиты: моногр. / И. Фаградянц. - М.: ЭТС, 2018. - 238 c.
18. Чуланова, О. Л. Консалтинг персонала. Учебное пособие / О.Л. Чуланова. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 164 c.
19. Чуланова, О.Л. Кадровый консалтинг. Учебник. Гриф МО РФ / О.Л. Чуланова. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 782 c.
20. Blinov, A. O., Dresvyannikov, V. A. Administrative consulting : the textbook for masters. 2016. - 212 p.
21. Vasilyev, G. A. Administrative consulting / G. A. Vasilyev, E. M. Deeva M. : UNITY-DANA. 2012. - 256 p.
22. Palagina, A. N. Formation of the key directions and procedures of rendering consulting support of small and medium business // Account and statistics. - 2019. – Р. 25-66.
Электронные источники
23. Официальный сайт. Электронный ресурс: www.cbgr.ru
24. Официальный сайт. Электронный ресурс: www.rosstat.ru
25. Палагина, А. Н. Формирование ключевых направлений и процедур оказания консультационной поддержки малого и среднего предпринимательства. Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-klyuchevyh-napravleniy-i-protsedur-okazaniya-konsultatsionnoy-podderzhki-malogo-i-srednego-predprinimatelstva